Какие существуют современные инструменты управления качеством урока

Инструменты управления качеством предоставляемых услуг

Теоретические выкладки и практический опыт компаний демонстрируют, что деятельность но увеличению свойства не непременно приводит к экономическому успеху. Потому схожая активность должна оцениваться с позиции хозяйственной выгоды. Еще в 1950-с гг. сформировалась концепция издержек, связанных с качеством. Но при ес применении появляется ряд заморочек. Более принципиальной из их является оценка прибыльности определенных мероприятий в рассматриваемом направлении. Воздействие мероприятий, связанных с качеством, на повышение выручки и понижение издержек можно проследить при помощи так именуемой цепочки успеха предприятия в области управления качеством (рис. 4.12) [1].

какой, современный, инструмент, управление, качество, урок

Рис. 4.12. Цепочка фуррора в рамках управления качеством и примеры сдерживающих причин

Повышение выручки достигается благодаря лояльности клиента и его положительной личной коммуникации с окружающими, содействующей расширению сбыта. Понижение издержек является результатом совершенствования производственного процесса и предупреждения ошибок. Но на практике выявлен и ряд негативных примеров компаний, которые не достигнули фуррора, невзирая на насыщенную работу по увеличению свойства. Другими словами, усилия в области свойства не всегда определяют экономический фуррор, не каждое мероприятие в области свойства непременно вызывает рост удовлетворенности клиента пропорционально приложенным усилиям, что, в свою очередь, увеличивало бы его лояльность и обеспечивало повышение выручки компании. Но существует ряд неопровержимых выгод, которые дает управление качеством в сфере предоставления сервисных услуг, а конкретно:

  • улучшение предоставляемых сервисных услуг и общее положительное воздействие управления качеством сначала на уровень издержек производства, а именно понижение числа и времени простоев сопровождаемого оборудования и предупреждение ошибок, к примеру сокращение брака;
  • возможность управления (хотя и косвенного) удовлетворенностью клиента, дает возможность воздействия на его лояльность и личную коммуникацию. Выгода от лояльности клиента, возрастающая с увеличением его удовлетворенности, проявляется в увеличении выручки. Последняя определяется физическим объемом сбыта и завышенной ценой на продукцию, которую готов платить потребитель, довольный продуктами и услугами. Стоит вспомнить тезис о том, что неплохой сервис расширяет спрос на продукт, а продукт расширяет спрос на сервис. Удовлетворенность проявляется в повторных и поболее нередких покупках, в решениях приобрести продукты либо услуги, которыми клиент ранее не воспользовался, и т.п. Выгода от коммуникации появляется в итоге расширения личной положительной связи довольных клиентов, которая проявляется в форме советов своим друзьям и знакомым брать надлежащие продукты и услуги. Сразу сужается негативная устная коммуникация недовольных клиентов, отговаривающих собственных близких от приобретения тех либо других продуктов и услуг. Считается, что негативная устная коммуникация имеет большее значение, потому что негативные эмоции почаще выплескиваются наружу, чем положительные.

Не будет преувеличением сказать, что основной и важнейшей формой контроля для конторы, которая сосредотачивает все свои усилия на потребителе, является учет приверженности и удовлетворенности потребителя. На конкурентноспособном рынке приверженность потребителя и степень его удовлетворенности служат показателями будущих объемов продаж. Если понижается удовлетворенность потребителя и изменяется его приверженность товару, то, полностью возможно, снизится и объем продаж данного продукта. Потому, чтоб избежать вероятной утраты покупателей и понижения объема продаж, рекламщики повсевременно проводят опросы, выявляющие степень удовлетворенности потребителя.

Пример анализа приверженности потребителя и степени его удовлетворенности можно показать при помощи табл. 4.4.

Матрица приверженности потребителя и степени его удовлетворенности, %

Основной состав приверженных потребителей

Потребители, покупающие продукт из-за доступной цены

Проведенный анализ сегментирует потребителей в согласовании с их прошлой приверженностью. Понижение степени удовлетворенности посреди самых приверженных потребителей — факт еще более суровый, чем понижение удовлетворенности посреди потребителей, никогда не имевших схожей приверженности. Более жесткий показатель степени удовлетворенности потребителя определяет процент «довольных» потребителей при их опросе, т.е.таких, которые молвят [2] :

  • 1) что ониудовлетворены полностью;
  • 2) что они обязательно порекомендуют такой товар или услугу своим друзьям;
  • 3) что они и в будущем определенно будут оставаться приверженными потребителями.

Большинство фирм были бы счастливы иметь такой показатель на уровне 25—30%.

Преимуществом такого жесткого стандарта потребительской удовлетворенности является то, что он оставляет широкое поле деятельности для усовершенствований в этой области, а также является чрезвычайно легким для понимания, особенно старшим руководящим составом. Такой стандарт, будучи настроенным на потребителя, весьма полезен при отслеживании изменений и, что более существенно, важен при анализе темпа пропорции этих изменений. Он позволяет установить точки отсчета, а также провести последующую диагностику для определения того, почему неудовлетворены остальные потребители, какой потребительский сегмент наиболее неудовлетворен, как решить проблему этого сегмента, чтобы его потребители перешли в сегмент удовлетворенных потребителей. Отслеживание запросов об оказании услуг является еще одним способом определения степени неудовлетворенности потребителя.

Если исходить из данных, приведенных в табл. 4.4, ситуация кажется довольно мрачной. Хотя анализ результатов прошлой приверженности придает больше уверенности. К счастью, наиболее приверженные покупатели в основном остаются удовлетворенными. Несколько тревожат 5% основного состава приверженных потребителей, которые в настоящий момент не удовлетворены. Потребители, которые покупают данный товар из-за доступной цены, имеют тенденцию быть наименее удовлетворенными, поскольку они еще не выработали в себе стабильного отношения на основе сотрудничества, и они всегда останутся неудовлетворенными, если существует возможность покупки товара по более низкой цене.

Мониторинг результатов обслуживания должен состоять из хорошо продуманных и всеобъемлющих оценок, базирующихся на соответствующих источниках информации, включая:

  • выводы анализа но исполнению услуги, т.е. информацию о всесторонней эффективности и результативности процесса предоставления услуги в достижении требований к услуге и удовлетворенности потребителя;
  • выводы внутренних проверок (аудитов) применения и эффективности всех элементов системы качества в достижении установленных целей обеспечения качества услуги;
  • изменения, вызванные новыми технологиями, концепциями качества, стратегиями рынка, а также социальными или экологическими условиями.

Внутренние аудиты качества следует проводить регулярно для проверки применения и эффективности системы качества, а также соблюдения спецификации услуги, спецификации предоставления услуги и спецификации управления качеством.

Наиболее крупные фирмы регулярно проводят оценку качества обслуживания как в собственных организациях, так и у своих конкурентов. Для этого используется ряд методов, включающих, например, контрольные закупки для последующего сравнения, скрытые закупки, опросы потребителей, анализ жалоб и предложений, команды аудита сервиса и др. Так, компания General Electric рассылает по месту жительства своих потребителей 700 тыс. опросных карточек в год для того, чтобы определить уровень обслуживания клиентов служащими своей компании [3].

Чтобы отследить удовлетворенность клиентов как самим товаром, так и сопутствующими обслуживанием, фирмы проводят периодические опросы клиентов. Примерный образец такой анкеты приведен в табл. 4.5.

Анкета контроля удовлетворенности клиента совокупным предложением «товара и услуги» (на примере автомобиля)

Пожалуйста, поделитесь впечатлением от следующих аспектов эксплуатации автомобиля

Какие существуют современные инструменты управления качеством урока

Инструменты качества представляют собой методы и техники по сбору, анализу, обработке и представлению качественных и количественных данных продукции, процесса, работы, услуги, системы и т. д.

Все инструменты по обеспечению качества можно разделить на группы по целям их применения:

инструменты по проектированию качества.

Инструменты по контролю за качеством позволяют принимать правильные управленческие решения, являются инструментами контроля, а не техническими средствами обеспечения контроля качества продукции, процессов и услуг (работ). Большинство инструментов, которые применяются для контроля, основываются на методах математической статистики. Современные математический аппарат и статистические методы, требуют от сотрудников организации очень хорошей подготовки, что далеко не каждое предприятие может это обеспечить. Однако без контроля невозможно управлять и тем более повышать качество.

Из большого разнообразия статистических методов по контролю за качеством, наиболее часто используют простые статистические инструменты качества. Их так же называют семь инструментов контроля качества. Они были выбраны из множества статистических методов союзом японских инженеров и ученых (JUSE). Особенность этих инструментов является их простота, доступность и наглядность для понимания получаемых результатов. Они включают в себя: контрольные листки, контрольные карты (карты Шухарта), диаграмму Парето, диаграмму Исикавы (рыбий скелет), гистограмму, диаграмму разброса и стратификацию. Чтобы применять данные инструменты не требуется глубоких знаний математической статистики, поэтому сотрудники легко могут освоить инструменты контроля качества после простого и непродолжительного обучения.

Далеко не всегда информация, которая характеризует объект, может быть приведена параметрами, имеющими количественные показатели. Поэтому для анализа объекта, а также для принятия правильного управленческого решения используют качественные показатели.

Инструменты по управлению качеством представляют собой методы, использующие качественные показатели о процессе, продукции, системе и т. д. Они позволяют упорядочить и структурировать информацию в соответствии с определенными логическими нормами и правилами, а также применять для принятия верных и обоснованных управленческих решений [35].

К инструментам управления качества относятся: диаграмма связей, диаграмма сродства, матричная диаграмма, древовидная диаграмма, диаграмма принятия решений (PDPC), сетевой график (диаграмма Ганта), матрица приоритетов. Иначе эти инструменты называются. семь новых инструментов контроля качества. Они имеют графический вид, поэтому понятны и легко воспринимаются.

Инструменты анализа качества. группа методов, которая применяется в менеджменте качества для улучшения и оптимизации продукции, систем, процессов. Инструменты анализа качества требуют от сотрудников предприятия большей подготовки, навыков и умений, чем инструменты управления и контроля.

Инструменты по проектированию качества. довольно новая группа методов, которая применяется в менеджменте качества для создания процессов и продукции, реализующих максимальную ценность для потребителя. Инструменты применяются на этапе проектирования, к ним относят: бенчмаркинг, метод эвристических приемов, теорию решений изобретательских задач.

Рассмотрим некоторые из перечисленных выше инструментов, обеспечивающих достижение высокого уровня качества, снижение затрат и себестоимости продукции, а также они позволяют выявить места и причины возникновения несоответствий.

Диаграмма Парето. это столбиковая диаграмма, которая применяется для наглядного представления рассматриваемых факторов в порядке возрастания (уменьшения) их значимости. Она является инструментом, который позволяет распределить усилия при решении возникающих проблем и выявить первоочередные причины, с которых необходимо начать действовать.

Итальянский экономист В. Парето в 1897 году установил, что большая часть благ в государстве принадлежит меньшему числу населения. Не зависимо от работ Парето, не менее известный американский ученый экономист М. Лоренц в 1907 г. пришел к такому же выводу, но при этом он развил эту идею дальше, предложил использовать кумулятивную кривую совместно со столбиковой диаграммой. Дж. Джуран применил диаграмму на производстве для анализа причин появления брака и путей повышения качества [4; 35].

Необходимо решить, какие проблемы нужно исследовать, и каким способом собрать данные, в частности:

какие данные нужно собрать и как классифицировать?

какие методы и инструменты применять, и за какой период необходимо собрать данные?

Разрабатывается контрольный листок для регистрации данных с перечнем видов собираемых данных.

Заполняется контрольный листок, и подсчитываются необходимые итоговые данные.

Чтобы построить диаграмму Парето, необходимо разработать бланк таблицы (таблица 4) для обработки статистических данных, находящихся в контрольном листке.

Заполняется таблица, полученные данные по каждому проверяемому типу дефекта, располагаются в порядке убывания их значимости.

Чертят две вертикальных и одну горизонтальную оси. Во-первых, строится горизонтальная ось и делится на интервалы в соответствии с количеством контролируемых признаков. Во-вторых, строится вертикальная ось с правой и левой стороны графика.

Чертится кумулятивная кривая. На вертикальных осях, которые соответствуют правым концам каждого из интервалов на горизонтальной оси, наносят точки накопленных сумм и соединяют отрезками прямых.

На диаграмму наносятся все надписи и обозначения (рисунок 7).

При помощи диаграммы Парето появляется возможность разгруппировать на: значительные (немногочисленные существенно важные) и незначительные (многочисленные несущественные).

Как известно, человек не в состоянии сравнивать одновременно большое множество чисел. Поэтому трудно анализировать массивы данных пока они не будут представлены в какой-нибудь понятной и наглядной форме.

На диаграмме отражается относительное влияние причин на общую проблему в убывающем порядке.

Диаграмма Парето позволяет графически увидеть проблемные места на предприятии при производстве продукции. При помощи данного инструмента управления качеством можно точно определить важные немногочисленные причины, оказывающие наибольшее влияние на качество процессов, продукции и работ (услуг) и отсеять многочисленные неважные причины, оказывающие наименьшее влияние на качество при должном уровне контроля. Диаграмма Парето является одним из основных инструментов управления качеством, среди большого многообразия других видов инструментов, которые в свою очередь, также часто применяются организациями различных отраслей производства.

Как отмечалось выше, кроме основных инструментов существуют и новые инструменты анализа, контроля, управления и проектирования качества. Они основываются на количественных показателях, что соответствует принципу менеджмента качества: «Принятие решений, основанных на фактах», но, к сожалению, не всегда есть возможность оценить количественным способом некоторые показатель, поэтому принятие решений должно основываться на знании операционного анализа, теории оптимизации, закономерностях поведения людей и статистике.

В связи с этим, ученые разработали новый набор инструментов, которые позволяют облегчить решение проблем при управлении качеством и анализе различного рода факторов, представленных не в числовой, а в какой-либо другой форме. Такой формой может информация, представленная в виде устных (словесных) описаний, которую иногда называют вербальной информацией.

диаграмма процесса осуществления программы и др.

Рассмотрим более подробно один из новых инструментов управления качеством.

Древовидная диаграмма, или как ее иначе называют систематическая диаграмма. это инструмент, позволяющий обеспечить решение имеющейся проблемы, удовлетворение потребностей потребителей, центральной идеи, представленных на различных уровнях. Она стоиться в виде многоуровневой (многоступенчатой) древовидной структуры, ее элементами являются средства и способы решения проблем. Принцип построения данной диаграммы представлен на рисунке 8.

Для лучшего результата, древовидную диаграмму разрабатывает группа людей, таким образом являясь наиболее продуктивной.

Древовидная диаграмма, принцип ее построения [39]

Этапы построения древовидной диаграммы:

необходимо просто и точно объяснить изучаемую проблему всем членам команды;

определяются основные причины рассматриваемой проблемы. необходимо задействовать инструмент «мозгового штурма»;

строится древовидная диаграмма, наименование проблемы располагается в рамке с левой стороны и изображаются ответвления основных причин в поперечном сечении слева направо;

для каждой основной причины определяются соответствующие элементы и подэлементы;

анализируется диаграмма, чтобы убедиться в отсутствии последовательности этапов или пробелов в логике.

Данная диаграмма может использоваться в следующих случаях, например:

когда краткосрочные цели необходимо достигнуть раньше результатов всей работы (на этапах проектирования и планирования продукции);

если неясно сформулированы предпочтения потребителей по отношению к продукции, преобразуют в предполагаемые и установленные предпочтения потребителя, а затем в технические условия к данной продукции;

необходимо проанализировать все возможные причины, связанные с рассматриваемой проблемой.

Данный вид инструмента позволяет правильно сформулировать и отобразить схематично проблему и пути ее решения, благодаря действиям всей команды.

Таким образом, каждый из инструментов и методов помогает достичь поставленных целей, проанализировать деятельность компании, выявить слабые места, усовершенствовать процессы, оптимизировать затраты на качество и минимизировать себестоимость продукции.

Какие существуют современные инструменты управления качеством урока

Семь основных инструментов качества. название, которое дано набору очень простых графических методов, которые были определены как наиболее полезные для решения простых, повседневных вопросов, связанных с качеством. Они называются основными, потому что даже люди с недостаточной квалификацией или без статистической подготовки будут в состоянии понять эти принципы и применить их в своей повседневной работе.

Инструмент : Диаграммы Исикавы. Диаграммы Исикавы (также называемые «рыбий скелет» или «диаграммы причинно-следственных связей») являются причинно-следственными диаграммами, которые показывают основную причину (ы) конкретного события (Рис. 1.1). Распространенным способом построения действительно информативного «рыбьего скелета» является одновременное применение метода «Пяти почему» (5 Whys) и диаграммы причинно-следственных связей. Основные категории причин могут включать:

Людей. Персонал, участвующий в процессе; заинтересованные стороны и т.д.

Методы. Процессы для выполнения задач и конкретные требований для их выполнения, такие как стратегии, процедуры, правила, инструкции и законы;

Машины. Любое оборудование, компьютеры, инструментарии и т.д., необходимые для выполнения работы;

Материалы. Сырье, детали, ручки, бумага и т.д., используемые для производства конечного продукта;

Показатели. Данные, полученные от процесса, которые используются для оценки его качества;

Окружающую среду. Условия, такие как местоположение, время, температура и культура, в которых этот процесс осуществляется.

Инструмент : Контрольный лист. Контрольный лист представляет собой структурированный, подготовленный бланк для сбора и анализа данных. Это универсальный инструмент, который может быть адаптирован для самых разнообразных целей. Собираемые данные могут быть количественными или качественными. Когда информация является количественной, контрольный листок называется учетным листом. Определяющей характеристикой контрольного листа является то, что данные вносятся в него в виде отметок («галочек»). Типичный контрольный лист разделен на графы, и отметки, сделанные в разных графах, имеют разные значения. Данные считываются с учетом расположения и количества отметок в листе. Контрольные листы обычно используют «шапку», которая отвечает на пять вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Необходимо разрабатывать оперативные определения для каждого из вопросов:

Что было собрано (что представляет собой каждая отметка, идентификационный номер партии или число изделий в партии);

Где происходил сбор данных (оборудование, помещение, инструментальные средства);

Когда происходил сбор данных (час, смена, день недели);

Инструмент : Гистограмма (рис. 1.2). Гистограмма является отображением статистической информации, которая представляется прямоугольниками для того, чтобы показать частоту элементов данных в последовательных числовых интервалах одинакового размера. В наиболее распространенной форме гистограммы, независимая переменная откладывается по горизонтальной оси, а зависимая переменная графически наносится по вертикальной оси. Основная цель гистограммы. уточнить представленные данные. Это полезный инструмент для выведения обрабатываемых данных в области или столбцы гистограммы для установления частоты определенных событий или категорий данных. Эти гистограммы могут помочь отразить наибольшую частоту. Типичные области применения гистограмм анализа основной причины включают представление данных для определения доминирующей причины; понимание распределения проявлений различных проблем, причин, последствий и т.д. Диаграмма Парето, (объясняется далее в статье) представляет собой особый тип гистограммы.

Инструмент : Диаграмма Парето (рис. 1.3). Диаграмма Парето является важным инструментом и решением. Так как ресурсы организации ограничены, для владельцев процессов и заинтересованных сторон важно понимать первопричины ошибок, дефектов и т.д. Парето превосходно представляет этот механизм четким ранжированием основных причин дефекта. Диаграмма также известна как принцип 80:20. Диаграмма, названная в Honor экономиста и политолога Вильфредо Парето, представляет собой тип графика, который содержит столбцы и линейный график, где отдельные значения представлены в порядке убывания столбцов, а накопленная сумма представлена линией. Левая вертикальная ось обычно представляет частоту проявлений. Правая вертикальная ось. суммарный процент от общего числа проявлений. Так как причины располагаются в порядке убывания их значимости, кумулятивная функция является вогнутой. В качестве примера вышеизложенного, для того, чтобы снизить количество опозданий на 78%, достаточно устранить первые три причины.

Инструмент : Диаграмма рассеяния или точечный график (рис. 1.4). Точечный график часто используется для выявления потенциальных связей между двумя переменными, где одну из них можно считать объясняющей переменной, а другую. зависимой. Это дает хорошую визуальную картину отношений между двумя переменными, и помогает при анализе коэффициента корреляции и регрессионной модели. Данные отображаются в виде набора точек, каждая из которых имеет значение одной переменной, определяющей положение по горизонтальной оси, и значение второй переменной, определяющей положение по вертикальной оси. Точечная диаграмма используется, когда существует переменная, находящаяся под контролем экспериментатора. Если существует параметр, который систематично увеличивается и / или уменьшается при воздействии другого, это называется параметром управления или независимой переменной и обычно наносится по горизонтальной оси. Регулируемая или зависимая переменная обычно откладывается вдоль вертикальной оси. Если не существует зависимой переменной, или переменной может быть нанесена по любой из осей или на диаграмме рассеяния, она отобразит только степень корреляции (а не причинно-следственные отношения) между двумя переменными.

Инструмент : Стратифицированная выборка. Стратифицированная выборка представляет собой метод выборочного исследования населения. В статистических обследованиях, когда группы населения в генеральной совокупности отличаются, целесообразно делать выборку каждой группы (страты) отдельно. Стратификация является процессом деления членов общества на однородные подгруппы перед осуществлением выборки. Страты должны быть взаимоисключающими: каждая единица населения должна быть отнесена только к одному слою. Страты должны быть исчерпывающими: ни одна единица населения не может быть исключена. Затем в рамках каждой страты производится простая случайная выборка или систематическая выборка. Это часто повышает репрезентативность выборки за счет уменьшения ошибки выборки. Она может давать средневзвешенную величину, которая имеет меньшую изменчивость, чем среднее арифметическое простой случайной выборки населения.

Инструмент : Контрольные карты, также известные как карты Шухарта или карты поведения процесса (рис. 1.5). Контрольная карта представляет собой особый вид временной диаграммы, которая позволяет значимому изменению дифференцироваться вследствие естественной изменчивости процесса. Если анализ контрольной карты показывает, что процесс находится под контролем (т.е. является стабильным, изменяется только из-за причин, свойственных процессу), то никакие исправления или изменения параметром управления процессом не требуются или не желательны. Кроме того, данные этого процесса могут быть использованы для прогнозирования будущей эффективности процесса. Если карта показывает, что наблюдаемый процесс не управляемый, анализ этой карты может помочь определить источники изменения, которые затем могут быть устранены, чтобы снова восстановить управляемость процесса. Контрольная карта может рассматриваться как часть объективного и упорядоченного подхода, который способствует правильным решениям в отношении управления процессом, в том числе, нужно ли изменять параметры управления процессом. Параметры процесса не должны исправляться для процесса, который находится под контролем, так как это приведет к снижению показателей процесса. Процесс, который является стабильным, но осуществляется вне заданного интервала (процент брака, например, может быть статистически управляемым, но выше заданной нормы), должен быть улучшен за счет целенаправленных усилий, чтобы понять причины текущей деятельности и коренным образом улучшить процесс[6].

В практике управления качеством принято выделять четыре группы инструментов:

  • инструменты контроля качества;
  • инструменты управления качеством;
  • инструменты анализа качества;
  • инструменты проектирования качества.

Перечень инструментов, используемых в каждой группе, приведен в табл. 1.

Каждая группа инструментов системы качества предназначена для решения определенных задач, а их совокупность позволяет своевременно выявлять отклонения от заданных параметров, определять причины их появления, постоянно улучшать систему качества и эффективно управлять рисками.

Педсовет «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

Подготовила старший воспитатель: Рубанова Е. Н.

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Участники: заведующий,, старший воспитатель, педагоги дошкольного учреждения.

План проведения педсовета.

Приветствие участников педагогического совета. Сообщение цели и задач, плана работы, повестки дня.

О выполнении решений предшествующего педагогического совета.

Упражнение «Представление».

Мозговой Sturm «Идеальный детский сад».

Деловая игра «Проблема на ладошке».

Подведение итогов педагогического совета.

Коммуникативная игра «Аплодисменты по кругу.

Приветствие участников педагогического совета. Цели и задачи. Сообщение плана работы. О выполнении решений предшествующего педагогического совета.

Упражнение «Представление» : каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать. Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру. Задача. подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления. подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: «Для … самое главное …» (представление педагога в профессии).

Ст. вос-ль: : Среди многочисленных проблем дошкольного образования в новых социокультурных условиях одна из главных. проблема его качества, качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально- экономических условиях. Сегодня недостаточно наполнить головы воспитанников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работают детские сады. дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество дошкольного образования и образования, в целом. Давайте рассмотрим понятие «КАЧЕСТВО»? Что подразумевает понятие «Качество образования»? (ответы педагогов).

Ст. вос-ль: Понятие качества дошкольного образования следует понимать в трех значениях:

1- как результат, характеризующий итоги социального развития ребенка в условиях ДОУ;

2- как процесс, отражающий организацию и осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности на этапе дошкольного детства;

3- как воспитательно-образовательную систему, которая функционирует как подсистема в системе непрерывного образования, как первоначальная ступень.

Мозговой Sturm «Идеальный детский сад глазами родителя, педагога, ребенка, администрации детского сада»

Участники делятся на четыре группы «воспитанники», «педагоги», «родители», «администрация детского сада».

Первый вопрос для обсуждения: «Когда воспитанникам не интересно познавать?», «Когда педагогу не интересно воспитывать и развивать?»

В течение 5 минут участники составляют перечень причин и представляют их для обсуждения в аудитории. Ответы записываются на интерактивной доске.

Второй вопрос для обсуждения: «Станет ли педагогу интересно обучать, воспитывать, развивать, а воспитанникам интересно познавать, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?»

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения. Из ответов коллективно выделяют 2-3 наиболее эффективные технологии и озвучивают их.

Ст. вос-ль: сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Проводится разминка для снятия напряжения и усталости.

Ст. вос-ль: Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога. Давайте рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

«Компетенция». совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, которая позволяет ставить и достигать цели. Чем компетенция отличается от компетентности?

«Компетентность». интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте. Педагог считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, т. е. перенести компетентность на определенные ситуации в реальной жизни.

Ст. вос-ль: в среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Ст. вос-ль: предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке. (Звучит музыка, ведущий держит на ладошке мяч).

Участники поочерёдно держат на ладошке мяч, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение, передавая мяч по кругу.

Ст. вос-ль: Что думалось во время игры? Что вы испытывали? Подведение итогов игры. Рефлексия.

Подведение итогов, вынесение решения, рефлексия деятельности. Участникам предлагается заполнить анкету, ответив на вопросы (приложение) в течение 5 минут.

Ст. вос-ль: Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» : «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас как педагогов эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил: ставьте перед собой и перед теми, кого вы образовываете, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное – не навредить!».

Коммуникативная игра «Аплодисменты по кругу» Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, в итоге начинают хлопать все участники.

Анкета участника педагогического совета

«Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

1 Что включает в себя понятие «Качество дошкольного образования»?

2 Дайте определение понятию «Компетенция»

Тема: Инструменты управления качеством

3 Дайте определение понятию «Компетентность»

4 Что такое педагогическая технология?

5 Дайте оценку проведению педагогического совета (значимость, целесообразность, актуальность и пр.)

Богуславец Л. Г., Майер А. А. Управление качеством дошкольного образования. Методическое пособие. Москва, 2009.

Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Москва 2005.

Дик Н. Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. Ростов н/Д. 2005.

Микляеева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад будущего. Москва 2010.

Поташник М. М. Управление качеством образования. Москва 2000.

Сажина С. Д. Управление дошкольным учреждением. Москва 2008.

Честнова Н. Ю. Новая настольная книга методиста детского сада. Ростов н/Д 2006.

Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Москва 2014.

Журналы «Управление дошкольным образовательным учреждением» (2007,. (2010, (2011, (2015).

Социальное партнерство как современная эффективная практика управления качеством образования «Социальное партнерство как современная эффективная практика управления качеством образования» Особую роль гармоничного развития ребёнка.

Современные педагогические технологии в деятельности педагога дополнительного образования Прошла обучение в Научном образовательном центре «Технологии и стратегии образования» ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический.

Образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Построение уроков в различных технологиях.

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.

Педсовет «Современные подходы к обеспечению физического развития ребенка» Педсовет на тему: «Современные подходы к обеспечению физического развития ребенка» Цель: поиск путей оптимизации создания условий для.

Педсовет «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ» Педсовет «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ» Задачи: 1. Обсудить пути повышения качества образования.

Проблема управления качеством дошкольного образования Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Предъявляются новые требования к дошкольным образовательным учреждениям.

Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования Т. Н. Садыкова г. Муравленко, Россия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация:.

Современные педагогические технологии дошкольного образования СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу.

Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования. Народная кукла Куклы – это одно из наиболее простых и в тоже время многогранно загадочных и интересных творений человека. Кукла. это ёмкий и иконичный.

Семь инструментов качества

Семь инструментов качества — это набор статистических инструментов для решения проблем аналитическим методом, которые применяются в мировой практике управления качеством работ и услуг. Данные инструменты называют базовыми, потому что они подходят для людей с небольшими формальными знаниями в области статистики и потому, что их можно использовать для решения подавляющего большинства проблем, связанных как с качеством продукции, так и с управлением процессами.

Первым человеком, который предложил использовать семь инструментов качества, был Каору Исикава в 1968 году, когда опубликовал книгу “Руководство по контролю качества”. Каору Исикава утверждал, что с помощью семи инструментов качества можно решить до 90% проблем в производственных организациях.

Семь инструментов качества

  • Диаграмма Исикавы (Cause and Effect Diagram)
  • Чек-лист качества (Check Sheet)
  • Контрольные карты (Con­trol Charts)
  • Гистограмма (His­tograms)
  • Диаграмма Парето (Pare­to Charts)
  • Диаграмма Рассеяния (Scat­ter Diagram)
  • Стратификация данных (Flow Chart)

Первый инструмент качества: Диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы также известна под названиями “рыбья кость”, причинно-следственная диаграмма, диаграмма анализа корневых причин. Причинно-следственная диаграмма была разработана профессором Исикава в 1943 году.

Название “рыбья кость” диаграмма получила из-за своего внешнего сходства на рыбий скелет. Основное же значение диаграммы Исикавы — это обнаружение корневых причин проблемы за счет анализа последствий этой проблемы. После этого проводится разработка действий, направленных на исключение данной проблемы. Про факторы и методы построения диаграммы Исикава читайте здесь.

Второй инструмент качества: Чек лист

Чек-лист качества — это простой документ с определённым форматом для сбора данных. В чек-листе собираются данные в режиме текущих событий и затем эти данные анализируются. Подробнее про составление и применение чек-листа читайте в этой статье. Чек-листы являются довольно эффективным и при этом экономичным подходом для обеспечения качества.

Как правило, этот инструмент применяется на производственных процессах для сбора и анализа информации о дефектах. Из других преимуществ — это легкое внедрение и использование, а также довольно результативное представление о качественной ситуации на производстве.

Третий инструмент качества: Контрольные карты

Контрольные карты также известны под названием контрольные карты Шухарта. Разработаны в 1920‑х годах Уолтером А. Шухартом в “Bell Tele­phone Lab­o­ra­to­ries”. Являются наиболее технически сложными для управления качеством.

Контрольные карты Шухарта являются инструментом статистического контроля процесса с течением времени. То есть данные на контрольных картах фиксируются непрерывно, поэтому можно наблюдать изменения в процессе. Кроме того, эти карты можно использовать для оценки параметров процесса и уменьшения вариативности процесса.

Четвертый инструмент качества: Гистограмма

Гистограмма — очень полезный инструмент качества для описания частоты распределения наблюдаемых значений переменной. Гистограмма дает визуальное представление как атрибутных, так и переменных данных процесса или продукта. Например, на рисунке представлена диаграмма частоты встречаемости дефектов на производственном процессе.

Пятый инструмент качества: диаграмма Парето

Диаграмма Парето представляет собой комбинацию гистограммы и линейного графика. Диаграмма базируется на принципе Парето: “80% последствий формируются 20% причин”. Это позволяет определять наиболее значимые причины в образовании, например, несоответствующей продукции.

Шестой инструмент качества: Диаграмма рассеяния

Диаграмма рассеяния — довольно мощный инструмент для графического построения распределения данных в 2‑х измерения. Данный инструмент позволяет обнаружить и проанализировать закономерности связи (корреляцию) между двумя переменными качества.

Седьмой инструмент качества: Стратификация данных

Стратификация данных — это метод интерпретации и обработки большого количества данных. По сути, это блок-схема, которая описывает последовательность шагов, которые существуют в операции или в процессе. Этот метод, как инструмент решения проблем, может применяться для идентификации и анализа областей, имеющих потенциальные проблемы.

Семь инструментов управления качеством

Семь инструментов управления качеством (простые инструменты качества, семь новых инструментов управления качеством) были выделены в 1979 году Союзом японских ученых и инженеров (JUSE) в качестве дополнения к семи простым статистическим методам. Они представляют собой логические инструменты, которые в наглядной, графической форме позволяют проанализировать любые события, проблемы и т.д.

К семи инструментам управления качеством относятся:

  • диаграмма сродства;
  • диаграмма связей;
  • древовидная диаграмма (дерево решений);
  • матричная диаграмма или диаграмма качества;
  • стрелочная (сетевая) диаграмма;
  • диаграмма процесса (PDPC);
  • матрица приоритетов (анализ матричных данных).

I Каково ключевое различие между этой группой инструментов и семи простыми статистическими инструментами?

Диаграмма сродства. инструмент, позволяющий упорядочить множество устных данных (идей, желаний потребителей, мнений групп и т.д.) по принципу сродства. Эту диаграмму часто называют KJ- методом, по имени ее основоположника. Дзиро Кавакита. Диаграмма сродства служит для группировки множества аналогичных или взаимосвязанных идей, иллюстрирует скорее ассоциации, чем логические связи. Используется в случае, когда необходимо упорядочить большое количество данных, а также простимулировать коллективный творческий процесс.

Процедура составления диаграммы сродства:

  • 1. определение объекта для сбора данных;
  • 2. сбор данных с помощью «мозгового штурма». Данные по мерс поступления записываются на стикеры и приклеиваются на большой лист или доску;
  • 3. группировка родственных данных по направлениям. По принципу родства данные объединяются в группы путем псрсклсивания стикеров.

I Некоторые специалисты рекомендуют проводить этап группировки данных в полной тишине. Почему?

Диаграмма связей (граф связей) позволяет выявить логические связи между основной идеей, проблемой и различными данными. В отличие от диаграммы сродства, для построения которой требуется творческое, ассоциативное мышление, диаграмма связей является логическими инструментом.

Диаграмма связей применяется в случаях, когда:

  • тема является настолько сложной, что связи между различными идеями не могут быть установлены с помощью обычного обсуждения;
  • последовательность шагов во времени имеет решающее значение;
  • есть подозрение, что изучаемая проблема является частью более фундаментальной, не затронутой в данном случае проблемы.

Качественный граф связей устанавливает зависимость между разными факторами. Количественный граф связей предназначен для определения влияния нескольких факторов друг на друга. Часто используется для определения роли фактора (причина или следствие): если для фактора характерно больше исходящих стрелок, чем входящих, то это причина, в обратном случае. следствие.

Древовидная диаграмма (дерево целей, систематическая диаграмма) является инструментом, обеспечивающим систематический путь разрешения существенной проблемы или центральной идеи, представленной на различных уровнях. В отличие от диаграммы сродства и диаграммы связей этот инструмент более целенаправлен.

Дерево целей строится в виде многоступенчатой иерархической структуры, элементами которой являются, например, различные средства и способы решения проблемы. Процедура ее построения аналогична описанной выше для диаграммы сродства. Но в данном случае исследуемый объект должен быть точно определен и распознан. [1]

Вариант построения древовидной диаграммы для решения проблемы называется анализом коренной причины (метод Пяти Почему?). Древовидная диаграмма может также строится для определения требований потребителя, для составления перечня мероприятий по улучшению деятельности и т.д.

Матричная диаграмма позволяет выявить важность различных связей. Этот инструмент служит для организации больших массивов данных и позволяет графически отобразить логические связи между различными элементами.

Целью матричной диаграммы является изображение связей между задачами, функциями и характеристиками с выявлением степени их относительной важности. Поэтому матричная диаграмма в конечном виде отражает соответствие определенных факторов и явлений различным причинам их появления и средствам устранения их последствий, а также показывает степень зависимости этих факторов от причин их возникновения и мер по их устранению. Такие матричные диаграммы называют матрицами связей.

На практике применяют различные формы матрицы связей в зависимости от количества исследуемых групп переменных:

  • L-формы (переменных. 2, прямых связей. 1, косвенных. нет);
  • Т-формы (переменных. 3, прямых связей. 2, косвенных.
  • 1);
  • Y-формы (переменных. 3, прямых связей. 3, косвенных. нет);
  • Х-формы (переменных. 4, прямых связей. 4, косвенных.
  • 2);
  • «крыша» (переменных. 1, прямых связей. нет, косвенных. нет).

Наиболее распространённой является матричная диаграмма L- формы, которую часто называют «таблицей качества». В этом случае две взаимосвязанные группы компонент представлены в строках и столбцах матрицы соответственно, с помощью которой необходимо установить связь между отдельными компонентами.

2 В каких, уже известных Вам инструментах управления качеством, используются матричные диаграммы?

Стрелочная (сетевая) диаграмма применяется для планирования оптимальных сроков выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели. Использование данного инструмента возможно лишь после выявления проблем, определения необходимых мер, сроков и этапов их осуществления.

Стрелочная диаграмма представляет собой диаграмму хода проведения работ с указанием последовательности и сроков их выполнения и служит для решения оптимизационных задач. Этот инструмент заимствован из методов исследования операций и широко применяется нс только при планировании, но и при последующем кон троле за ходом работ.

Существует несколько методов построения сетевой диаграммы в зависимости от ориентации на процессы или события:

Наиболее распространенным является метод критического пути (метод СРМ), который графически может быть представлен в виде диаграммы Гантта или сетевого графа. Предпочтительным является сетевой граф, так как он более наглядно отражает последовательность действий и влияние той или иной операции на выполнение последующих.

Современные образовательные технологии и педагогические инновации как инструмент управления качеством образования

Повышение качества образования является одной из основных задач модернизации российского образования. Важнейшим критерием педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. То есть педагог ― это мастер, который умеет учить всех детей без исключения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

В основе управления качеством образования лежит переход от методики преподавания к внедрению в учебный процесс образовательных технологий.

Как различить понятия «методика» и «образовательная технология»?

Методика ― это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определённому учебному предмету. Методы обучения ― способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности. Понятие «методика» выражает механизм использования комплекса методов, приёмов, средств и условий обучения и воспитания.

Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке (что и в какой последовательности излагать, какие средства использовать, какие задачи решить, как организовать обобщение материала и т. д.), то в образовательных технологиях, как правило, описана деятельность самих учащихся.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (учитель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методических пособий для учителя), то технологии предписывают определённую последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых разрушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

Существует множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г.К. Селевко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности. К таким критериям относятся концептуальность, системность, управляемость, эффективность о воспроизводимость.

Критерий концептуальности заключается в том, что каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение основывается на бихевиористской теории; развивающее обучение — на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология — на идее укрупнения дидактических единиц и др.

Системность характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.

Управляемость ― это возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения; «встроенного» контроля, который позволяет корректировать результаты и сам процесс отбора средств и методов обучения.

Эффективность предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.

Воспроизводимость предполагает возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, где прописывается, в частности, определённая последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся.

Характеристика современных образовательных технологий, обеспечивающих качество образования

В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы лучше понять сущность технологий, важно их упорядочить, найти основания для их систематизации. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, способ управления познавательной деятельностью обучаемых, масштаб применения.

Основные современные технологии, направленные на обеспечение качественного образования, характеризуются переходом:

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Современному учителю как технологу учебного процесса необходимо свободно ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Наиболее популярными и широко используемыми являются: технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения, проектная деятельность, адаптивная система обучения, развивающее обучение, интеграция, дискуссионные формы обучения, игровые технологии, технология безотметочного обучения, информационные и компьютерные технологии, технология групповой деятельности, игровые технологии, проблемное обучение, технология учебного исследования, технологии различных видов самостоятельной работы учащихся.

Развитию познавательной активности, повышению учебной мотивации школьников и обеспечению качества образования способствуют также нестандартные формы организации учебного занятия (урок-игра, урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-путешествие, мультимедиа урок, урок-конференция, деловая игра, урок-викторина, урок-лекция, рыцарский турнир, телемост, урок-спектакль, урок-диспут, урок-КВН, дебаты).

Одной их современных технологий, направленной на повышение качества образования, является интерактивное обучение.

Преимущества интерактивных форм обучения очевидны, поскольку:

Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов учителя и учащихся. Они делают образование более индивидуальным. При этом важно понимать, что использование сетевых ресурсов не должно исключать непосредственного общения учителя с учениками и учеников между собой.

Применение интерактивных форм эффективно там, где это действительно необходимо. Любая технология должна иметь определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала.

В начальной школе требования к технологиям могут быть следующие:

В основной школе требования должны меняться. Основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности учащихся. Отсюда основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования могут быть:

В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением возможности выбора каждым школьником образовательных программ из предложенных ему, либо с созданием своей индивидуальной образовательной программы. При выборе образовательных технологий для старшей школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами:

Формулируя требования к отбору образовательных технологий для каждой из трех ступеней, необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь определенную преемственность и нет технологий, работающих эффективно только на одной ступени образования. Систему образовательных технологий необходимо выстраивать с учетом основных целей каждой ступени образования.

Пе­даго­гичес­кие ин­но­вации, влияющие на качество образования

Инновации в образовании– это процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения, один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Рассматривая систему основных понятий педагогической инноватики, Р.Н. Юсуфбекова выделяет три блока в структуре инновационных процессов в современной школе.

Первый блок ― блок создания нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности нового к его освоению и использованию, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового.

Второй блок ― блок восприятия, освоения и оценки нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, инновационная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового.

Третий блок ― блок использования и применения нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового.

Инновации, направленные на обеспечение качества образования, должны быть связаны с внесением изменений:

– в цели. методы и технологии, формы организации и систему управления;

– в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

– в систему контроля и оценки уровня образования;

– в деятельность педагога и обучающегося.

В связи с этим все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:

Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.

Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области.

Административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.

Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.

Педагогические инновации можно классифицировать следующим образом:

– педагогические, обеспечивающие педагогический процесс;

– управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями;

– радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах;

– комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов;

– модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм;

– локальные, то есть независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов;

– модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций;

– системные – полная реконструкция системы как целого.

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. Можно выделить такие этапы разработки и реализации педагогических нововведений:

  • Выявление потребности в нововведениях – разработка критериев и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.
  • Определение необходимости реформирования – всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка специального инструментария.
  • Поиск образцов педагогических решений опережающего характера, которые можно использовать для моделирования нововведений.
  • Анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.
  • Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей.
  • Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств решения, установление форм контроля.
  • Расчет практической значимости и эффективности.
  • Построение алгоритма внедрения новшеств в практику – поиск участков для обновления или замены, моделирование нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
  • Переосмысление и обновление профессионального словаря, то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.
  • Защита педагогической инновации от копирования творческого метода педагога-новатора без его творческой переработки.

Создание высокоэффективных инновационных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, управлять качеством образования, обеспечивать их творческое развитие.

Инновационная образовательная технология повышает производительность труда педагога. Контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой, сидя за компьютером, может прорабатывать материал два-три раза и более. Перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате чего он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся. Для инновационной технологии цель определяется очень точно, поэтому использование объективных методов контроля даёт возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля, создание инновационных технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации педагога. Технологизация создаёт предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

Статья «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

«Современные технологии как инструмент управления качеством образования».

«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно» Киплинг

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования. Из чего оно складывается? Из высокого уровня профессионализма педагогов. Из создания комфортности в обучении школьников. Прочности знаний учащихся. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Из материально-технического обеспечения школы.

Основная цель обучения в начальной школе. научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.

Составляющие качества образования: качество обученности школьников по образовательным областям; качество сформированностиобщеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.); качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам); качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.); качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).

Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный» Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии.

Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения. Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять: целеполаганием учащихся; мотивацией их деятельности; формированием умений учащихся; созданием обратных связей «учитель – ученик»; созданием проблемных ситуаций; комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса. Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

Методическая работа в школе: следование традициям и внедрение новации; повышение компетентности учителя; освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий; определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция; выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся; накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио; организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.

Целевые направления: совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения; создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений; обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне; создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования; обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий; совершенствование материально-технической базы школы.

Задачи: обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта; формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового школьника; создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса; организация взаимодействия учителей классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.

Технологии и методики, применяемые в школе: технология личностно-ориентированного образования; технология уровневой дифференциации; технология игрового обучения; технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение); проектная деятельность; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.

Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.

В учебных занятиях с школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.

В обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное и направлены на умственное развитие учащихся.

Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.

Мы рассмотрели на теоретическом уровне современные педагогические технологии, применение которых обеспечивает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Завершить хотелось бы словами В.П. Беспалько «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология. на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.

2.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок/. Волгоград: Учитель, 2009 – 207

3.Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних спец. Учебных заведений физ. Культ. – Изд. 3-е, перераб., доп. / Под ред. Ю.И. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 344 с.

4.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).

Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования//Психологический журнал, 1994.– Т.15.– – С.39-55

Абульханова К.А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). – М.–Воронеж: НПО «МОДЭК»,1999. – 218 с.